Конечно, это вопрос не праздный. При поступлении в Театральный институт абитуриенты сдают экзамены в три тура — это делается для того, чтобы лучше познакомиться с человеком.
«Трудно среди людей, явившихся на пробу, сразу угадать истинные дарования. Ведь они очень редко проявляются сразу... Талант застенчив, робок в своих первых проявлениях. Кроме того, талант бывает глубоко скрыт, и его надо уметь вызвать» — эти наблюдения Станиславского очень верны. Самоуверенность всегда настораживает, она отпугивает самодовольством -значит, незачем совершенствоваться, если человек считает, что все или многое может. Плохо учился-в аттестате одни тройки — это свидетельствует об отсутствии воли, трудолюбия, устойчивого внимания, которое так необходимо актеру.
Отбросим сейчас разговор о внешних данных — в конечном счете не они определяют дарование. А вот что ставит на первое место в своем определении таланта Станиславский:
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
«Что помогло Шаляпину так безошибочно и в то же время так остро, так необычно решать и лепить свои знаменитые образы?
Обычно отвечают — талант, гений! А я себе отвечаю на этот вопрос иначе, — говорил Константин Сергеевич. — Умение видеть жизнь и воссоздавать ее на сцене. Умение видеть, наблюдать, изучать жизнь глазом, ухом, сердцем и умом художника, отбирающего в жизни необходимый для его творчества материал».
Как много мы пропускаем вокруг себя, не замечаем, проходим мимо, торопимся— некогда! Вот старушка робко сошла с панели на тротуар, — ну и что: мы — торопимся! Вот утром оказалось, что у строящегося дома вырос еще один этаж: подумаешь, ведь полностью еще не достроен! Вот набухли почки на деревьях... а тут паук сплел тончайший узор... а сегодня утром мама надела новую блузку. Учительница вошла в класс прихрамывая, и, кажется, у нее заплаканы глаза!
Что-то случилось? А мы проходим мимо, пропускаем, часто даже не замечаем вовсе, наше внимание скользит по поверхности. Но ведь вникнуть в сущность наблюдаемого— это значит не только увидеть что-то интересное, но и попытаться проанализировать явление, «оценить» его, суметь пройти не сторонним наблюдателем по жизни, а активным, чутким, отзывчивым, внимательным.
Чем талантливее актер, тем он, по словам Станиславского, больше найдет прекрасного в других. А ее ли он видит много прекрасного вокруг, если его внимание улавливает в каждом человеке какую-то ценность, — богаче становится его творческий круг, ярче искры его энергии, больше и шире его возможности отражать всю жизнь на сцене.
Наблюдательность и внимание — они неразрывно связаны.
Вспомните, как часто вы не можете сосредоточить свое внимание на объяснении учителя, вас отвлекает сосед по парте, солнечный зайчик на потолке, воробей, севший на ветку за окном, да мало ли что еще! А дома готовить уроки мешает телевизор, музыка, разговоры или какой-либо шум. Творчество актера немыслимо без особой сосредоточенности внимания, чрезвычайной его концентрации. В этом один из «секретов» актерского искусства.
«.. .Следя за игрой больших актеров, нельзя не заметить, что творческий подъем их всегда связан с сосредоточенностью внимания на действии самой пьесы и что как раз в этом случае, то есть именно тогда, когда внимание актера отвлечено от зрителей, он приобретает особую власть над ними». Это наблюдение Станиславского очень точно.
Так как же развиты у вас внимание и наблюдательность? Есть ли у вас это важное качество актерского дарования или нет?
Передать внутренний мир своего героя актер может только с помощью воображения. Вот почему и «творческая фантазия является необходимейшим даром актера», говорит Станиславский.
О. Климанова
Сейчас вы прочитали стихи из категории: Прочее. Рады видеть вас на сайте, посвященном поэзии. Стих, облеченный в рифму, создает в человеке определенное состояние, сообразно тому настроению, которое хотел передать в стихе автор. Что-то неуловимо трогает нашу душу, и мы погружаемся в мир мечты, грез, сказки, уносимся мыслью в невообразимые дали. На этом сайте вы найдете стихи и стишки поэтов классиков, стихотворения удобно рассортированы по авторам в алфавитном порядке, поэтому выбрать подходящий стих: грустный или веселый, о любви или дружбе, прикольные или поздравительные,- вам не составит труда.